В предыдущих статьях, посвященных проблемам малого бизнеса, были подробно описаны многочисленные трудности, с которыми сталкивается в ежедневном режиме отечественный предприниматель. Все это происходит на фоне регулярных заявлений самых заметных руководителей страны о необходимости поддержки и развития малых предприятий и ИП. Однако, на практике в большинстве случаев органы государственной власти на местах и многочисленные контролирующие структуры не только не помогают, но и сами выступают инициаторами создания крайне неблагоприятной для бизнеса обстановки.
Сокращение государственных программ поддержки малого бизнеса
Стоит отметить, что действия федеральных органов власти также очень расходятся с декларациями и провозглашаемыми лозунгами. Непростое финансовое положение страны и трудности формирования бюджета привели к тому, что вместо увеличения поддержки предпринимателей в последние годы можно наблюдать ее сокращение.
Это подтверждают следующие цифры официальной статистики. Максимальный объем средств, направляемых на государственную поддержку малого бизнеса, был выделен в 2014-м году и составил 21,6 млрд. рублей. В 2015-м, несмотря на начало и активное наступление кризиса, было выделено почти на 15% меньше — 18,5 млрд.
Наметившаяся тенденция не только продолжилась, но и усугубилась в 2016-м году – 12,3 млрд. рублей, что составляет менее 57% от объема помощи 2014-го года. Стоит ли удивляться тому, что на 2017-й год на все виды государственной поддержки предпринимателей запланировано выделение из федерального бюджета 7,5 млрд. рублей, то есть 61% от уровня не впечатляющего 2016-го года или 34,7% — от 2014-го. Сложно представить другие статьи бюджета, которые бы в последние годы резались такими темпами, что очередной раз показывает реальное, а не декларативное отношение федеральной власти к малому бизнесу.
Особых надежд на региональные программы поддержки возлагать также не стоит. Дело в том, что в последние годы финансовое положение бюджетов большинства субъектов Федерации резко ухудшилось. Поэтому зачастую выделяются средства только по тем направлениям, где обязательно требуется софинансирование. В противном случае, федеральный бюджет попросту сам прекратит финансирование региона.
Самое неприятное в сложившейся ситуации – огромная разница между декларациями, планами и различными громкими программами, с одной стороны, и реальным положением дел, с другой. Например, разработанная Минэкономразвития и утвержденная в 2008-м году «Концепция долгосрочного … развития страны» ставила к 2020 году решить следующие задачи:
- Довести удельный вес малого бизнеса в ВВП России до 30% (сегодня, то есть за четыре года до окончания программы – 20%);
- Число работающих в малом бизнесе достигнет 60% населения (на конец 2016-го эта цифра составляет 16,7 млн. человек, то есть меньше 11,5%) и т.д.
Следует обязательно добавить, что практически каждый год вводятся поправки в налоговое законодательство, делающие работу предпринимателей еще более сложной. Например, в 2016-м году был сразу на 15,9% повышен ЕНВД для достаточно большой части предпринимателей, использующих подобную систему налогообложения. Постоянно повышаются размер обязательных страховых выплат и т.д. Количество таких действий органов государственной власти можно перечислять достаточно долго.
Краткие выводы
В качестве главного вывода необходимо отметить следующее: пока государство не повернется лицом к малому бизнесу, рассчитывать на улучшение финансово-экономического положения в стране не стоит. Конечно же, можно надеяться на то, что нефть снова будет стоить $100 или даже $150 за баррель или сланцевый газ признают вредным и прекратят добывать. Однако, если быть реалистами, необходимо искать внутренние ресурсы, а развитие малого бизнеса – это, пожалуй, один из самых главных и потенциально эффективных нереализованных резервов.