Одним из показателей эффективности губернаторов станет состояние дорог — насколько успешно они реализуют федеральный проект «Дорожная сеть», который входит в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Об этом со ссылкой на методику оценки, подготовленную Минтрансом совместно с Минэкономразвития и направленную в правительство, пишут «Ведомости».
Согласно методике, самый высокий балл (0,5) присваивается губернаторам за ремонт региональных трасс. Чуть меньше (0,35) они получат за ремонт дорог в районах с населением более 200 тыс. человек, еще меньше (0,15) — за сокращение доли перегруженных дорог.
На проект «Дорожная сеть» государство потратит 4,4 трлн руб., в том числе из федерального бюджета — 300 млрд, также регионам передаются доходы от топливного акциза. Поддерживать состояние дорог и выполнять их текущий ремонт регионы должны из своих денег, федеральные направляются на реконструкцию дорожной сети.
У всех регионов разные стартовые позиции — это учитывалось при распределении средств на проект. Требования к дорогам в агломерациях единые: нормативам должно соответствовать минимум 85% асфальтового покрытия. А вот к региональным трассам — индивидуальный подход.
Худшие дороги к 2024 гуду будут в Тверской, Архангельской, Оренбургской областях, на последнем месте будет Саратовская — всего четверть дорог будет приведена в порядок (сейчас эта доля 9%).
Отличными дороги будут в регионах, где они и так в хорошем состоянии — нужны минимальные улучшения (Амурская и Магаданская области, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Хакасия или Белгородская область).
В Калмыкии к 2024 году доля нормативных трасс должно вырасти в пять раз: сейчас соответствует показателям лишь одна дорога в регионе из 10 (11,8%). Вдвое больше хороших дорог станет в Рязанской, Архангельской, Кировской, Томской областях.
«Если у региона уже половина хороших дорог, значит, он справляется сам, деньги нужно добавить в медвежьи углы», — комментирует вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область в методике не учитывались: у этих регионов нет KPI в проекте «Дорожная сеть».
Наиболее загруженными регионами называются Чувашская республика, Владимирская область, Дагестан, Ингушетия, Крым, Ханты-Мансийский автономный округ, Томская область. Без проблем можно проехать в 22 регионах — к концу 2024 году число таких регионов должно возрасти до 27.
Проект «Дорожная сеть» не охватывает региональные мосты, хотя Минтранс настаивал на включении их в программу: федеральная помощь на ремонт аварийных мостов важнее, чем на ремонт дорог.
Улучшение состояние дорог стало одним из поручений в послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию. К концу 2024 года половина региональных трасс должна отвечать нормативам. Сейчас таких около 500 тыс. км из 1,4 млн км (общая протяженность российской сети автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения по данным Росстата).
В декабре 2018 года Владимир Путин поручил правительству распределить показатели эффективности между вице-премьерами и пересмотреть систему мотивации для региональных и федеральных чиновников. В Кремле создали единую систему оценки ключевых показателей деятельности (KPI): она будет действовать не только для вице-премьеров и губернаторов, но и для замов глав регионов по внутренней политике.