После крушения Boeing 737 Max 8 в Эфиопии Росавиация запросила рекомендации по безопасной эксплуатации самолетов этого типа у компании Boeing и Федеральной авиационной администрации США (ФАА), которая представляет страну разработчика и изготовителя. Об этом ведомство сообщило на своем сайте.
За последние полгода это вторая катастрофа Boeing 737 Max 8: 29 октября 2018 года Boeing 737 Max 8 индонезийской компании Lion Air упал в Яванское море вскоре после вылета из Джакарты. Погибли 189 человек.
По предварительным данным, пилоты Lion Air не смогли справиться с автоматической системой, которая предотвращает задирание носа самолета, потерю тяги и срыв в штопор. После крушения индонезийского лайнера производитель планировал выпустить дополнение к программному обеспечению модели 737 Max, чтобы предотвратить подобные катастрофы. Компания Boeing обновила летные инструкции и заявила, что экипажи проходят дополнительные тренировки на тренажере, которые учитывают особенности систем автоматического управления этим самолетом.
11 марта Федеральная авиационная администрация США выпустила релиз, направленный на продолжение безопасной эксплуатации самолетов семейства Boeing 737 Max. ФАА подчеркивает, что несмотря на сходство двух авиакатастроф самолетов Ethiopian Airlines 10 марта и Lion Air в октябре прошлого года, пока нет оснований для выводов — предпринимать какие-либо действия преждевременно.
Как отреагировали в мире на вторую катастрофу Boeing 737 Max 8?
Несколько стран — Австралия, Сингапур, Китай, Малайзия, Южная Корея, Индонезия и Эфиопия — временно полностью приостановили полеты самолетов этого типа после крушения лайнера Ethiopian Airlines: они не могут садиться и взлетать в аэропортах этих стран. К ним присоединилась и Великобритания: Управление гражданской авиации (CAA) запретило полеты Boeing 737 Max в воздушном пространстве страны «в качестве меры предосторожности». Директива действует до дальнейшего уведомления.
В Великобритании эксплуатируют Boeing Max 8 как часть своего парка Tui Airways и Norwegian. В Tui Airways будут отправлять клиентов другими самолетами, Norwegian принесла извинения пассажирам, подтвердив, что полеты приостановлены.
Пока готовился материал, такое же решение приняли Германия и Франция. Об этом сообщает агентство Reuters. Министр транспорта Германии Андреас Шойер отметил, что полеты Boeing 737 Max 8 в воздушном пространстве Германии запрещены, пока «не развеются все сомнения».
По мнению китайских властей, несмотря на то, что крушение в Эфиопии пока не расследовано, обе катастрофы — и эфиопская, и индонезийская — произошли на одном и том же этапе полета.
Глава управления безопасности полетов гражданской авиации Австралии Шейн Кармоди заявил, что управление сожалеет о неудобствах, доставленных пассажирам, но в приоритете — безопасность, поэтому необходимо проанализировать риски дальнейшей эксплуатации Boeing 737 Max.
Как пишет CNN, Федеральное управление гражданской авиации США по-прежнему считает безопасными Boeing 737 Max. В США их полеты не запрещены, но Boeing обязан обновить программное обеспечение. Корпорация заявила 11 марта, что сделает это в ближайшее время.
Власти Евросоюза отметили, что внимательно следят за ситуацией вокруг Boeing 737 Max, но приостанавливать полеты или проводить дополнительную проверку лайнеров пока не собираются.
Некоторые авиакомпании также приостановили эксплуатацию Boeing 737 Max 8. Среди них — аргентинская Aerolineas, мексиканская Aeromexico и бразильская Gol, Cayman Airways и южнокорейская Eastar Jet. Власти Казахстана обязали все авиакомпании, эксплуатирующие лайнер, провести тренинги для персонала.
От новейшего самолета не будут отказываться в авиакомпании FlyDubai, его активно используют в Северной Америке (по 24 самолета у American Airlines и Air Canada, 31 самолет — у Southwest Airlines). В авиакомпаниях ждут результатов расследования. Впрочем, Southwest Airlines предлагает своим пассажирам, которые должны лететь на Boeing 737 Max 8, изменить свое бронирование и выбрать другой самолет.
По данным Росавиации, на конец января 2019 года 59 авиакомпаний по всему миру эксплуатируют 387 самолетов Boeing 737 Max.
В России есть два Boeing 737 Max 8 у авиакомпании «Глобус», которая входит в S7 Group. S7 получила два самолета в октябре прошлого года, на тот момент было заказано 11 таких лайнеров.
О том, что авиакомпания «Победа» 100%-ная «дочка» «Аэрофлота» уже заказала 15 самолетов Boeing 737 Max 8 и это количество могло быть увеличено до 30 лайнеров, писали «Ведомости». Первые поставки должны начаться, по сведениям издания, во втором полугодии 2019 года. «Мы внимательно следим за расследованием», — отметили в авиакомпании.
Кроме того, из российских компаний 14 лайнеров заказывали «Уральские авиалинии», 28 — Utair и три — Nordstar. Представитель Utair подчеркнул, что перевозчик будет использовать Boeing 737 Max 8, если получит 100%-ную гарантию его безопасности от производителя. Первые самолеты авиакомпания должна получить тоже в 2019 году.
Boeing 737 Max 8 авиакомпании Ethiopian Airlines 10 марта выполнял рейс Аддис-Абеба — Найроби и потерпел крушение через 10 минут после вылета. В результате погибли все находившиеся на борту 157 человек, среди них было трое россиян.