Минздрав разработал законопроект, который запрещает продажу крепкого алкоголя россиянам младше 21 года. Предлагаемые поправки в действующее законодательство размещены на портале проектов нормативных правовых актов 21 марта.
Крепким алкоголем считается продукция с содержанием этилового спирта более 16,5%. Сейчас запрет действует только для несовершеннолетних, то есть для лиц, которым еще не исполнилось 18 лет. Если продавец алкоголя сомневается в возрасте покупателя, он вправе потребовать у него паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
Если законопроект будет принят, новое возрастное ограничение начнет действовать с января 2020 года.
В пояснительной записке к документу его авторы ссылаются на зарубежный опыт: многие страны, в том числе Казахстан, США, Египет, Индонезия, запрещают продажу крепкого алкоголя лицам младше 21 года. В Финляндии, Норвегии и Швеции разрешенный возраст для употребления крепких напитков — 20 лет.
С таким подходом согласно и большинство россиян: по результатам опроса ВЦИОМ, идею повышения возраста продажи алкоголя с 18 до 21 года поддержали 78% соотечественников. При этом они указывали на снижение работоспособности и низкую производительность труда из-за алкоголизма и пьянства (54%), на болезни (46%), семейные конфликты (44%).
Разработку законопроекта Минздрав начал в декабре 2018 года. По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, необходимость повысить минимальный возраст продажи крепкой алкогольной продукции связана с тем, что в молодом возрасте алкоголь не только воздействует на здоровье, но и влияет на поведение и на потребление алкоголя в будущем.
В феврале 2018 года Вероника Скворцова привела статистику, что около 70% смертей мужчин трудоспособного возраста связано с алкоголем. «Алкогольассоциированная смертность» включает не только острые случаи (например, отравления), но и накопительную — от циррозов, язвенной болезни желудка, панкреонекрозов, раннего атеросклероза, ранней гипертонической болезни. Уровень смертности среди мужчин в 3,5 раза превышает смертность женского населения.
В феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи Вероника Скворцова рассказала, что люди «перестанут пить тогда, когда уйдет потребность, когда будет интересная работа и созидание на работе, когда будет интересный досуг после работы, когда будет оптимистичный взгляд на жизнь, высокий уровень эмпатии и ответственности и за свое здоровье, и за здоровье своих близких».
Похоже, Минздрав всерьез решил взяться за вредные привычки россиян. В рамках нацпроекта «Демография» он будет проводить кампании, информируя людей и мотивируя их вести здоровый образ жизни. На нацпроект потратят более 3,5 млрд руб. к 2025 году.