Минтранс предложил разделить водителей на любителей и профессионалов. Ведомство разработало изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые меняют систему подготовки водителей — поправки опубликованы 18 апреля.
По мнению авторов законопроекта, процесс обучения на права станет проще и дешевле для обычных граждан: им не придется изучать «организационно-управленческие дисциплины, не связанные с безопасностью движения» (организацию таксомоторных перевозок, порядок перевозки пассажиров, грузов, заключение договора фрахтования и другие).
Сейчас закон «Об образовании» унифицирует требования к тем, кто использует автомобиль в личных целях, и тем, кто работает по найму: они все получают профессию «водитель».
Минтранс считает, что обучение в автошколах надо вывести из образовательного процесса: россияне должны будут сдавать экзамены в ГИБДД на все категории, но останутся любителями.
Водителей грузовиков, автобусов и такси — всех тех, кто занимается перевозками грузов или пассажиров, ведомство относит к профессионалам. Они должны пройти курсы повышения квалификации, где будут обучать «безопасности при перевозках», «вождению во внештатных ситуациях», «вождения сочлененного и двухэтажного автобуса» и другим дополнительным дисциплинам. Это требование коснется не только новичков, но и тех водителей, которые уже работают.
Стоимость подобного обучения составит от 2,7 до 12,3 тыс. руб., дополнительный экзамен в ГИБДД не предусмотрен. После прохождения курсов выдается свидетельство о присвоении профессии «водитель» на пять лет. После этого срока придется опять повышать квалификацию. Компаниям, которые занимаются перевозками, запретят принимать на работу любителей.
Ужесточение требований к водителям, работающим по найму, Минтранс обосновывает их «недостаточным профессиональным мастерством»: из-за этого произошло 15,8 тыс. ДТП с участием грузовиков и автобусов.
Из-за масштабности изменений вступление закона в силу планируется через два года. По предварительным подсчетам, его действие затронет более 1,3 млн человек, ежегодно получающих права. Через четыре года переподготовку должны будут пройти водители с действующими правами.
С подобной идеей Минтранс уже выступал в 2017 году, но тогда от нее отказались. Теперь поправки «доработаны с учетом замечаний заинтересованных органов власти и организаций», отмечают в ведомстве.
По мнению президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, проект «абсурден, непрофессионален, опасен и вызовет рост аварийности». Она уверена, что принятие закона отрицательно скажется на системе образования, которая «планомерно выстраивалась с 2013 года».
Категорически не согласны с нововведениями и перевозчики, которые рассматривают их как попытку заработать на них деньги. «Нынешней категории B для работы в такси вполне достаточно, а высокая аварийность — из-за слабого контроля», — отмечает глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко.