ФСБ потребовала от «Яндекса» ключи для расшифровки данных пользователей «Яндекс.Почты» и «Яндекс.Диска», однако компания тянет с ответом. Об этом пишет РБК со ссылкой на собственные источники, знакомые с ситуацией. По данным издания, ФСБ отправила запрос еще несколько месяцев назад, но, хотя по закону на ответ дается 10 дней, «Яндекс» пока ключи шифрования не предоставил.
В ФСБ на запрос РБК не ответили, а представитель «Яндекса» сказал лишь, что компания «работает в полном соответствии с действующим законодательством», и отказался отвечать на вопросы.
По словам анонимного источника издания, в «Яндексе» считают, что ФСБ слишком вольно интерпретирует нормы из «закона Яровой». Согласно этому закону, интернет-площадки, на которых пользователи обмениваются сообщениями, обязаны предоставлять «информацию, необходимую для декодирования» этих сообщений. «Спецслужба требует от компании предоставить сессионные ключи, которые, по сути, дают доступ не только, например, к сообщениям в почте, но и позволяют анализировать весь трафик от пользователей <…> Не говоря уже о том, что дешифровка всего трафика в рамках пользовательской сессии несет значительные риски в плане безопасности», — рассказал собеседник РБК.
«Передача сессионного ключа какого-либо пользователя спецслужбам может позволить им завладеть логином и паролем от почтового ящика этого пользователя, — объясняет бывший разработчик The Tor Project Леонид Евдокимов. — Сама идея сессионного ключа состоит в том, что он не сохраняется».
Источник РБК, близкий к «Яндексу», говорит, что в компании боятся потерять пользователей и долю на рынке в случае выполнения требований ФСБ. «Иностранные компании, например Google, ФСБ не принуждает к такому сотрудничеству, поэтому «Яндекс» тут видит угрозу своему конкурентному положению», — рассказал собеседник издания.
В прошлом году суд вынес решение о блокировке Telegram в России именно после отказа предоставить ключи шифрования (по факту мессенджер продолжает работать: Роскомнадзор не справился с технической стороной блокировки).