Генпрокурор РФ Юрий Чайка заявил, что на председателя правления «Автодора» заведено уголовное дело из-за злоупотребления полномочиями. Это стало результатом совместной проверки строительства Центральной кольцевой автодороги в Московской области, которую провели Генпрокуратура и Счетная палата в 2018 году, пишет ТАСС.
Чайка упомянул о «большом объеме нарушений», которые выявлены при проверке, но не назвал имя подозреваемого. Как уточняет «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя «Автодора», правоохранительные органы запросили информацию по уголовному делу, которое связано «с бывшим председателем правления госкомпании».
С конца декабря 2011 года и до начала февраля 2019 года госкомпанию «Автодор», отвечающую за строительство платных трасс, возглавлял Сергей Кельбах. Его увольнение было связано со скандалом: Счетная палата обвинила ГК «Автодор» в срыве сроков строительства ЦКАД.
1 февраля ведомство отчиталось, что строительная готовность масштабного инфраструктурного проекта составляет от 0 до 66%. Основные работы будут завершены не ранее конца 2020 года, а на одном из участков — не ранее середины 2021 года. На сегодняшний день «Автодор» запущено движение только на трехкилометровом обходе Звенигорода.
По официальной версии, Кельбах был освобожден от должности по собственному желанию. После этого он был назначен советником гендиректора ОАО «РЖД» Олега Белозерова и курировал инвестиционное направление, в том числе вопросы государственно-частного партнерства. А главой «Автодора» стал первый зам Кельбаха Вячеслав Петушенко, до этого отвечавший за техническую политику.
Сергей Кельбах отказался комментировать возбужденное в отношении него дело: «Я не знаю. Я не могу ничего комментировать. Я информацию получил от вас. Нахожусь на работе», — заявил он радиостанции «Говорит Москва».
Центральная кольцевая автодорога — один из приоритетных государственных транспортных проектов. Она будет представлять замкнутое кольцо и строится на расстоянии от 20 до 86 км от МКАД. Трасса должна разгрузить федеральные дороги и МКАД, пустив поток транзитного автотранспорта в обход мегаполиса. Общая протяженность ЦКАД составит 525 км.
Строительство ЦКАД началось в 2015 году, первую очередь должны были сдать в 2018 году, потом сроки перенеслись на 2019 год. В 2013 году объем инвестиций оценивался сначала в 232 млрд руб., затем вырос до 300 млрд руб. В 2017 году стоимость строительства увеличилась на 4% — до 313,2 млрд руб.
В октябре 2018 года президент РФ Владимир Путин поручил Генпрокуратуре, Следственному комитету и Счетной палате, соблюдаются ли интересы государства при заключении и выполнении госконтрактов по строительству ЦКАД. Правительство обязали не допустить увеличения стоимости этого проекта.
Финансируется проект из Фонда национального благосостояния и на средства инвесторов. В 2013 году в качестве источника упоминались и пенсионные средства Внешэкономбанка. Москва официально отказалась от финансирования проекта, но помогала с освобождением площадок под строительство.
Предполагалось, что долги «Автодор» будет гасить доходами от платы за проезд по ЦКАД и за счет субсидий федерального бюджета. Госкомпания рассчитывала окупить проект за 29 лет. По оценкам Счетной палаты, из-за срыва сроков «Автодор» не получит 22,4 млрд руб. доходов от эксплуатации ЦКАД за 2019–2020 годы.