У экипажа атомной глубоководной станции АС-31 была возможность эвакуироваться на лодку-носитель, но все офицеры-подводники действовали в соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть подводных лодок». Согласно ему, каждый член экипажа обязан оставаться там, где его застал пожар и бороться с аварийной ситуацией. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к расследованию причин катастрофы.
1 июля подводники проверяли работу всех механизмов после планового техобслуживания станции АС-31. Нештатная ситуация, по данным издания, произошла во время контрольного выхода: во время стыковки глубоководной станции с лодкой-носителем возник дым в аккумуляторном отсеке.
Почему это произошло, пока неясно: одной из возможных причин называется сбой в электросистеме АС-31. Как уточняют специалисты, в ней используются токи до 1000 ампер, поэтому даже небольшой дефект кабелей способен привести к их разогреву и оплавлению изоляции.
Как утверждает «Коммерсантъ», на начальной стадии задымление не представляло опасности для экипажа. Командир приказал перейти на лодку-носитель всем, кто не должен был ликвидировать аварийную ситуацию. Борт покинули шесть человек, десять офицеров продолжили борьбу за живучесть корабля, как и предписывает инструкция.
Уже после доставки АС-31 на базу выяснилось, что подводники использовали все средства пожаротушения (огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых емкости с фреоном), а также все портативные дыхательные устройства. После этого они включились в шланговые дыхательные аппараты, подающие воздух из баллонов.
После 40 мин борьбы с пожаром некоторые члены экипажа отравились продуктами горения и начали терять сознание — командир станции запросил у командира лодки-носителя разрешение на эвакуацию. Чтобы помочь им подняться на носитель, у шлюзового устройство их встречали четверо подводников из второго экипажа. Судя по всему, в момент подготовки к эвакуации произошел мощный взрыв аккумуляторной батареи.
Комиссия, расследующая трагедию, по информации собеседников «Коммерсанта», рассматривает три версии (как при любой техногенной катастрофе): отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.
Литий-ионные батареи для глубоководных аппаратов производит и поставляет ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель» из Санкт-Петербурга. Передаваемые флоту батареи проходят тесты на взрывобезопасность, но кто и как их испытывал, сейчас выясняется.
Кроме того, эксперты предполагают, что причиной могли стать не только технологические или конструктивные дефекты аккумулятора, но и экстремальные режимы его работы. Например, оплавление изоляции токоведущих шин и короткие замыкания способны повлечь непредсказуемые сбои в энергосистеме станции и автоматике, которая ее регулирует.
Собеседники издания утверждают, что террористическая версия не является приоритетной, но некоторые участники расследования сомневаются, что химические реакции в литий-ионных элементах были способны вызвать такой мощный взрыв.
Пожар на глубоководном аппарате Минобороны произошел 1 июля. В результате погибли 14 подводников. Официально власти не озвучили тип станции, но, по данным СМИ, речь идет о АС-31, известной как «Лошарик».
Министр обороны Сергей Шойгу отмечал, что основная причина трагедии — пожар в аккумуляторном отсеке. По его словам, аппарат был оборудован ядерной установкой, которая не пострадала благодаря героическим действиям экипажа, тушившего пожар.
Указом президента четырем погибшим подводникам было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно), еще десять награждены орденами Мужества (посмертно).