Сбербанк и Mail.ru Group намерены создать совместное предприятие, ориентированное на основные потребительские рынки России — транспорт и продукты питания. Его стоимость может превысить 100 млрд руб. Об этом говорится в заявлении компаний, опубликованном 25 июля.
Отмечается, что партнеры будут иметь равные доли в создаваемой платформе услуг O2O (онлайн для офлайна), которая позволит объединить финансовые и технологические ресурсы Сбербанка и Mail.ru.
Mail.Ru Group внесет в совместное предприятие доли в сервисе доставки еды Delivery Club (100%) и сервисе такси «Ситимобил» (22,69%, до закрытия сделки Mail.Ru обеспечит консолидацию не менее 75% акций «Ситимобил»), а также 7,7 млрд руб. Если будут выполнены установленные KPI, то в течение года после закрытия сделки могут быть добавлены дополнительные инвестиции (до 5,1 млрд руб.).
Сбербанк вложит долю в компании Foodplex (35%) и около 38 млрд руб. В течение года он может увеличить сумму на развитие компании еще на 13 млрд руб.
Команды Delivery Club и «Ситимобил» продолжат заниматься операционным управлением, за стратегическое развитие будет отвечать совет директоров из представителей Сбербанка и интернет-холдинга.
Стороны уже подписали договор о намерениях по созданию совместного предприятия. Подписание юридически обязывающего соглашения намечено на осень 2019 года — оно состоится после одобрения сделки антимонопольными и другими регулирующими органами. Компании собираются в будущем оценить выход совместного предприятия на IPO и рассмотреть возможность привлечения внешних инвестиций.
Задачами совместной компании Mail.ru Group и Сбербанк называют повышение эффективности и качества обслуживания клиентов Delivery Club «Ситимобил», производительности и скорости обработки заказов, а также укрепление технологической базы, в том числе с помощью искусственного интеллекта.
Генеральный директор и председатель правления Сбербанка Герман Греф подчеркнул, что «будущее совместное предприятие состоит из быстрорастущих компаний, которые обладают впечатляющим потенциалом и сильным менеджментом и опираются на опыт двух крупнейших экосистем страны и беспрецедентный охват клиентов». По его словам, инвестирование в платформу O2O — важный шаг в построении экосистемы Сбербанка.
В свою очередь генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев уточнил, что Mail.ru Group предложит беспрецедентные возможности для российских пользователей, ресторанов-партнеров, парков такси и водителей. По его мнению, российские рынки доставки продуктов питания и услуг такси имеют значительный потенциал роста. «Мы рады развивать эти рынки и использовать их долгосрочный потенциал вместе с нашим партнером Сбербанком, который значительно увеличивает стоимость активов, включенных в сделку», — заключил он.
После сделки с Mail.Ru Сбербанк станет совладельцем активов компаний большой тройки рунета, отмечает РБК. В 2019 году банк приобрел 46,5% акций интернет-холдинга Rambler Group Александра Мамута (портал Rambler, интернет-издания Gazeta.ru и Lenta.ru, онлайн-кинотеатр Okko и другие).
Кроме того, госбанк уже участвует в совместном предприятии с конкурентом Mail.Ru Group на рынке онлайн-заказа такси и доставки еды — «Яндексом». Эта сделка была закрыта в апреле 2018 года. Сбербанк выделил интернет-компании 30 млрд руб. на развитие сервиса «Яндекс.Маркет». Обе компании владеют по 45% акций (еще 10% идет на формирование опционного фонда).
Mail.ru Group начала искать внешних инвесторов в Delivery Club в октябре 2018 года. Во II квартале 2019 года выручка Delivery Club выросла вдвое в годовом выражении — до 865 млн руб., но продолжает оставаться убыточным (размер убытка Mail.ru Group не раскрывает). Похожая ситуация и с крупнейшими онлайн-агрегаторами такси.