Большинство россиян (72%) по-прежнему узнают новости из телевизора, но доля телевизионной аудитории постепенно снижается. Наиболее значимыми источниками информации, особенно для молодежи, являются интернет и соцсети — ими пользуется треть населения страны (десять лет назад этот показатель составлял 9%). К таким выводам пришел аналитический «Левада-центр», исследовавший российский медиаландшафт.
Падает и доверие к ТВ: в последние несколько лет примерно 55% считают, что телеканалы объективны в освещении различных тем. Чаще всего россияне смотрят новости по «России-1» (48% опрошенных) и «Первому каналу» (он сильно просел: еще год назад его смотрели 72% населения, сейчас — 47%). Далее следуют НТВ (36%), «Россия-24» (31%) и РЕН-ТВ (17%). Заметно меньше аудитория каналов «Культура» (5%), РБК-ТВ (4%), «Спас» (2%), Euronews (2%) и «Дождь» (1%).
Российская интернет-аудитория продолжает расти: около 72% населения заходит в интернет ежедневно, практически ежедневно или несколько раз в неделю. Несколько раз в день интернетом пользуются около 45%, притом из тех, кто моложе 25 лет, эта доля равна 87%.
Что касается распределения пользователей соцсетей, то около наибольшая доля у «ВКонтакте» (42% респондентов), далее идут «Одноклассники» (33%), YouTube (30%) и Instagram (23%). Аудитория Facebook в России насчитывает порядка 9%, Twitter используют 4%.
Новым источником информации, отмечает «Левада-центр», становятся видеоблоги и видеоблогеры. Около трети россиян смотрят их раз в неделю или чаще (7% ежедневно), а среди самых молодых россиян до 25 лет — две трети (19% — ежедневно). Картину дня составляют для себя из телеграм-каналов 1% респондентов.
Опросы говорят о росте популярности интернет-агрегаторов новостей: как утверждают социологи, доля «Яндекс.Новостей» выросла с 29% в 2018 году до 39% в марте 2019 года, новостей Mail.Ru — с 11 до 15% за тот же период.
После телевидения (72%), соцсетей (34%) и интернет-изданий (32%) опрошенные предпочитают узнавать, что нового, от родных, друзей и соседей (таких 18%). Еще меньше слушают радио (15%) и читают газеты (12%) и журналы (2%).
Все чаще люди пользуются мессенджерами для мгновенного обмена сообщениями и звонков (31% пользователей в 2016 году, вдвое больше — 62% — в 2019-м). Лидеры — WhatsApp (49% россиян) и Viber (31%), мессенджером «ВКонтакте» пользуются порядка 17%, Skype — 14%. Аудитория Telegram заметно выросла в прошлом году на фоне блокировок — сейчас это около 8% населения.
Как следует из исследования «Левады-центра», среди интернет-услуг самыми востребованными являются мобильный банкинг (46% используют его время от времени), заказ такси (28%), карты и навигаторы (25%). Среди опрошенных 21% совершают покупки в онлайн-магазинах, а 15% — заказывают еду и приобретают билеты.
Около 10% респондентов предпочитают пользоваться учебными онлайн-курсами. Примерно треть россиян когда-либо продавали или покупали у других товары или услуги по интернету (на Avito — 25%, «Юлой» пользуются 11%).