Федеральная антимонопольная служба выяснила, что авиабилеты на рейсы, которые обслуживаются самолетами Sukhoi Superjet 100, в среднем стоят на 20% дороже, чем билеты на маршруты, которые выполняют другие лайнеры. Об этом говорится в письме главы ведомства Игоря Артемьева, направленного в правительство, пишет РБК.
По данным ФАС, эта разница объясняется тем, что эксплуатация SSJ 100 обходится почти вдвое дороже, чем расходы на иностранные самолеты аналогичного класса (7 руб. за кресло-км против средней ставки 4 руб. за кресло-км).
По информации авиакомпаний и аэропортов, основная причина более высоких расходов воздушного судна SSJ, отмечается в письме, — в длительных простоях из-за ожидания запчастей и ремонта. В результате авиаперевозчики компенсируют расходы, повышая стоимость перелета для пассажиров.
ФАС оценила стоимость билетов по 51 маршруту группы «Аэрофлот», которая занимает «доминирующее положение» на рынке и является крупнейшим эксплуатантом SSJ 100 (в парке компании 49 лайнеров, еще 100 должны поступить до 2026 года). Авиаперевозчик поднимает цены по направлениям, где у него нет острой конкуренции с другими авиакомпаниями (Москва — Волгоград или Москва — Махачкала), уточнил собеседник РБК, близкий к антимонопольному ведомству.
Игорь Артемьев предлагает обеспечить господдержку компаниям, эксплуатирующим SSJ100, но не обозначает размер субсидий. Кроме того, он считает необходимым минимизировать затраты перевозчиков при простоях самолетов. Для этого государственным лизинговым компаниям придется изменить условия договоров с эксплуатантами, добавил глава ФАС.
Замруководителя службы Александр Редько пояснил, что на этапе развития сервисного обслуживания траты за вынужденный простой должны нести производитель и институты развития, которые получают «неприлично высокие доходы из этой ситуации».
Пристальное внимание к самолетам SSJ 100 приковано после трагедии, которая произошла с лайнером этого типа в Шереметьево. SSJ 100 «Аэрофлота», который вылетел из Москвы в Мурманск, вернулся обратно из-за технических неисправностей, возникших после попадания молнии. При жесткой посадке он трижды ударился о взлетно-посадочную полосу и загорелся. Части пассажиров удалось эвакуироваться. Из 78 человек на борту погибли 40 пассажиров и один бортпроводник, 10 получили ожоги, ушибы и отравление дымом.
Что послужило причиной авиакатастрофы, пока неизвестно. Некоторые источники сообщали об ошибке пилотов, «Аэрофлот», которому принадлежал самолет, категорически отказывается обсуждать эти выводы до официального завершения расследования.
В конце июня стало известно, что «Аэрофлот» собирается закупить еще сотню новых SSJ 100, несмотря на то, что Межгосударственный авиационный комитет еще не завершил расследование причин последней катастрофы с участием такого самолета.
По состоянию на 2019 год SSJ 100 в России эксплуатировали авиакомпании «Азимут» (9 лайнеров такого типа), «Аэрофлот» (а парке компании 49 SSJ 100), «Газпром авиа» (10), «ИрАэро» (9), «Северсталь» (3), «Якутия» (4) и «Ямал» (16), а также МВД и МЧС.
4 августа SSJ 100, который летел из Элисты в Сочи, пришлось экстренно сесть в Минводах из-за разгерметизации салона. В ночь на 31 июля — SSJ 100 той же авиакомпании, который выполнял рейс Краснодар — Тюмень, аварийно сел в Самаре. Причиной была названа неисправность одного из двигателей.
Авиакомпания «Ямал» в июле в своем годовом отчете утверждала, что «многочисленные конструктивно-производственные дефекты двигателя и систем воздушного судна, а также неудовлетворительная послепродажная поддержка со стороны производителя позволяют поддерживать в состоянии летной годности не более семи-восьми самолетов» (в парке перевозчика 16 SSJ 100). На лизинге простаивающих лайнеров этого типа «Ямал» теряет более 1 млрд руб. в год.
В середине февраля ирландская авиакомпания CityJet отказалась от эксплуатации самолетов SSJ 100. В 2016–2017 гг. она получила семь лайнеров. Все они летали по маршрутной сети Brussels Airlines, причем четыре самолета — в ливрее последней. CityJet была единственной европейской компанией, которая эксплуатировала российский самолет.
Brussels Airlines отказалась арендовать SSJ 100 из-за нехватки запасных частей — самолеты слишком долго простаивают. По этой причине у суперджетов и в России низкий налет: 3,3 часа в сутки в среднем на каждое судно в 2017 году против почти 10 часов у среднемагистральных Airbus и Boeing.
Sukhoi Superjet 100 — российский ближнемагистральный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки 98 пассажиров на дальность до 3 или 4,6 тыс. км, крейсерская скорость — 830 км/ч. Разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии ряда иностранных компаний. С 2011 года произведено около 180 самолетов SSJ 100, подавляющее большинство из них летает в России.