Советник генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Борис Алешин утверждает, что представители «Аэрофлота» после трагедии, которая случилась 5 мая в Шереметьево, своими высказываниями дискредитируют SSJ 100 . Об этом он заявил на Евразийском аэрокосмическом конгрессе, который состоялся 26 августа в Москве в рамках деловой программы Международного авиационно-космического салона МАКС–2019, сообщает «Интерфакс».
По мнению Алешина, не должно быть дискуссии в одностороннем порядке: «Когда случилась катастрофа, и вдруг «Аэрофлот» рассказал всему миру, что самолет дрянь и дерьмо, по-русски говоря, и во всем виноват самолет». Советник гендиректора ОАК уверен, что до завершения расследования «никто не имеет права нигде бросать обвинения, причем чуть ли не по всей международной прессе».
Что до авиастроительной корпорации, то, по заверениям Алешина, в ней не сказали ни единого слова в адрес перевозчика, уровня подготовки его пилотов или проблем, которые «Аэрофлот» «сам породил за счет неумелого менеджмента». Слухи о проблемах с качеством SSJ 100 дискредитируют лайнер и его производителя, считает представитель ОАК.
SSJ 100 «Аэрофлота», который 5 мая вылетел из Москвы в Мурманск, вернулся обратно из-за технических неисправностей, возникших после попадания молнии. При жесткой посадке он трижды ударился о взлетно-посадочную полосу и загорелся. Части пассажиров удалось эвакуироваться. Из 78 человек на борту погибли 40 пассажиров и один бортпроводник.
Почти сразу после катастрофы Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (в нее входят в том числе авиакомпании «Ямал», у которой 16 самолетов этого типа, и «Якутия», у которой четыре таких воздушных судна, «Аэрофлот» не является ее членом) попросила Минтранс проверить, отвечает ли самолет Sukhoi Superjet 100 сертификационным требованиям.
Тогда в Объединенной авиастроительной корпорации назвали инициативу авиаперевозчиков давлением на следствие. «До получения результатов работы комиссии любые предположения некорректны и непрофессиональны. Что и где надо проверить, будет следовать из выводов комиссии», — утверждали в ОАК.
В конце мая губернатор Хабаровского края (там расположен Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, на котором производятся самолеты SSJ 100) Сергей Фургал, ссылаясь на «официальное техническое заключение», заявил, что к трагедии привели ошибки пилотов, а лайнер был в идеальном состоянии. «На высокой скорости пилоты по неопытности или из-за нервов совершили ряд ошибок <…> До последнего момента двигатели работали нормально. Это полностью человеческий фактор», — подчеркнул губернатор.
В ответ «Аэрофлот» обвинил Сергея Фургала в «неприкрытой попытке оказать давление на комиссию МАК». Как писали «Ведомости», ссылаясь на свои источники в авиакомпании, там полагают, что в трагедии с SSJ 100 техника отказала как минимум в двух моментах: после удара молнии вышел из строя автопилот, а при жесткой посадке стойки шасси пробили топливные баки, что привело к пожару.
В середине июня Межгосударственный авиационный комитет опубликовал предварительный отчет расследования катастрофы, в котором подробно описаны действия экипажа и повреждения самолета, но не сделаны окончательные выводы о причинах крушения.
Расследование не завершено: рассматриваются версии об ошибке пилотирования, отказе техники и неблагоприятных погодных условиях.
«Аэрофлот» официально не комментировал причины крушения. На годовом собрании акционеров глава авиакомпании Виталий Савельев выразил соболезнования родственникам погибших и подчеркнул, что «к нам много вопросов, и у нас много вопросов».
Группа «Аэрофлот» является крупнейшим эксплуатантом SSJ 100 (в парке компании 49 лайнеров, еще 100 должны поступить до 2026 года). Федеральная антимонопольная служба выяснила, что авиабилеты на рейсы, которые обслуживаются самолетами SSJ 100, в среднем стоят на 20% дороже, чем билеты на маршруты, которые выполняют другие лайнеры. По данным ведомства, эта разница объясняется тем, что эксплуатация SSJ 100 обходится почти вдвое дороже, чем расходы на иностранные самолеты аналогичного класса.
ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» — одна из крупнейших в Европе и объединяет крупные авиастроительные компании России: Миг, Сухой, Туполев, Авиационный комплекс им. Ильюшина, ОКБ им. Яковлева, Ташкентский механический завод и Комсомольск-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Гагарина, которое и выпускает SSJ 100. С 2011 года произведено около 180 самолетов этого типа, подавляющее большинство из них летает в России.
Государству в лице Росимущества принадлежат 90,3 % акций ОАК, Внешэкономбанку — 5,6%, частным акционерам — 4,1%. Чистая прибыль корпорации в 2018 году составила 18,5 млрд руб.