Адептам здорового образа жизни с нового года придется нелегко. С 1 января 2020 года все продукты с маркировкой «органический» должны иметь российские сертификаты соответствия: вступает в силу закон «Об органической продукции». Участники рынка опасаются, что выполнить эти требования нереально и импортные продукты придется изымать из продажи для смены упаковки. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Риски нового нормативного акта исполнительный директор ассоциации «Русбренд» (объединяет Nestle, Danone, PepsiCo и другие компании) Алексей Поповичев перечислил в письме на имя главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева.
Сейчас в России продается ассортимент импортной органической продукции, имеющей международные сертификаты, выданные в основном в Евросоюзе, отмечает представитель «Русбренда». С 1 января, если у продукции не будет российских сертификатов, которые подтверждают ее органический статус, она должна быть одномоментно изъята из оборота — это грозит поставщиками и торговым сетям «миллиардными убытками», уточняет Поповичев.
Но сертификация по российским требованиям практически невозможна: документы выдает только один аккредитованный орган, к тому же пока не приняты подзаконные акты, которые регулируют нанесение маркировки «органик», поэтому заранее изготовить новую упаковку нельзя. «Русбренд» подчеркивает, что упаковка заказывается не менее чем за полгода, изменять маркировку уже выпущенных продуктов трудоемко и дорого.
Ассоциация просит Минсельхоз обсудить способы, которые помогут снизить риски для производителей и потребителей органических продуктов. Одним из путей может стать переходный период для доработки нормативной базы и устранения законодательных пробелов — на это, по предварительным оценкам, уйдет два-три года.
В торговых сетях X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и Metro пока никак не отреагировали на грядущие изменения, в Auchan отказались от комментариев.
Минсельхоз рассматривает обращение «Русбренда». Ведомство подчеркивает, что продажа органической продукции не ограничивается — запрещается только использовать маркировку «органический», если продукт не отвечает соответствующим стандартам РФ. Алексей Поповичев утверждает, что фактически это означает исчезновение с полок магазинов импортной органической продукции с 1 января.
Российский рынок органической продукции оценивается в 900 млрд руб. в год, по данным Euromonitor International, при этом импорт занимает около 80%.