Евросоюз намерен ввести полную блокаду белорусской гражданской авиации из-за непредвиденного приземления рейса ирландской авиакомпании Ryanair в Минске.
Отмечается, что власти Литвы уже объявили о запрете своим аэропортам не только отправлять, но и принимать рейсы, полеты которых проходят над Белоруссией. Поэтому один из крупнейших перевозчиков белорусская «Белавиа» была вынуждена приостановить рейсы в это государство.
Также латвийская национальная авиакомпания airBaltic отказалась от полетов в Минск и от всех рейсов, маршрут которых проходит над Белоруссией. Аналогичное решение приняли представители голландской компании KLM. Запрет также поддержали американские и британские политические деятели, а Украина намерена прекратить авиасообщение с Белоруссией с 26 мая.
В связи с пандемией аэропорт Минска стал самым большим хабом в Восточной Европе, при этом наиболее востребованными у туристов являются Киев, Стамбул, Амстердам, Варшава и Париж. До эпидемии коронавируса «Белавиа» совершала более 70 процентов рейсов в аэропорту Минска. На компании России и Европы приходилось 20 и 10 процентов соответственно. Это означает, что уход этих компаний не сильно отразится на Белоруссии.
Однако, по словам Александра Ланецкого, являющегося директором консалтинговой организации Friendly Avia Support, если к запрету подключится Украина, то это станет мощным ударом для бизнеса белорусской авиакомпании. Перевозчику будет проблематично перестроиться на иные направления, включая РФ, которая не поддержала решение ЕС, из-за требований межправительственных соглашений.
Если говорить о судебных перспективах, то у пассажиров самолета Ryanair нет никаких законных оснований требовать компенсации, поскольку Белоруссия беспокоилась о безопасности пассажиров. Эксперты отмечают, что в реальности доказать то, что сообщение про бомбу на борту было придумано ради достижения политических целей, невозможно.