Дмитрий Шибаков — генеральный директор ООО «ТВЕ» и эксперт в области международной логистики и внешнеэкономической деятельности рассказывает простым языком о сложном процессе доставки груза из точки А в точку Б.
Все мы когда-нибудь сталкивались с бракованными товарами. Купил что-то в магазине, пришел домой, включил — не работает. В таком случае мы идем к продавцу, предъявляем чек и получаем свои деньги. Но что делать, если в качестве продавца теперь выступаете вы сами? Партию импорта нельзя быстро вернуть или частично заменить. Обо всем по порядку.
Что может пойти не так
В поставке могут быть:
- брак, который не позволяет использовать изделие по прямому назначению;
- некондиционный товар, любые характеристики которого не совпадают с оговоренными в контракте. Например, размер, цвет, модель и так далее;
- некачественный товар, который сломался в процессе использования из-за низкого качества.
Все вопросы по замене, ремонту или возмещению средств должны быть обязательно прописаны в договоре. Нужно прописать сроки предъявления претензий, сроки гарантий и другие нюансы. Но бывает так, что по какой-то причине покупатель не внес соответствующие пункты в контракт. Рассмотрим все варианты.
В договоре все прописано
Если предусмотрен возврат товара, не соответствующего условиям сделки, его можно вывезти с помощью процедуры реэкспорта. Это получится только если:
- с момента импорта и его таможенного оформления прошло не больше одного года;
- товар не использовался и не был отремонтирован. Исключение составляют случаи, когда брак можно обнаружить только в процессе эксплуатации;
- таможня может идентифицировать товар;
- есть документальное подтверждение того, что условия сделки по контракту были нарушены. Например, экспертное заключение.
Если все четыре условия выполнимы, у покупателя есть четыре месяца на реэкспорт.
Наибольшую сложность представляет третий пункт. Например, жидкие и сыпучие грузы должны иметь неповрежденную тару: такую, которую нельзя открыть и закрыть без видимых нарушений. Для таможенных органов это служит доказательством, что никто не подменил содержимое упаковки. Получается, когда импортер обнаружит некачественный товар, уже будет поздно его возвращать. Есть проблемы с овощами, фруктами и другими изделиями без идентификаторов — серийных номеров. Кроме того, документы оформляют на всю партию, а брак может оказаться только в одной вещи.
Отправленные на реэкспорт товары не обязаны соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза. Однако на них действуют меры экспортного контроля, ветеринарного, фитосанитарного, карантинного надзора. В решении Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 №30 прописаны запреты и ограничения на широкий перечень товаров для реэкспорта.
После реэкспорта можно претендовать на возврат пошлин и НДС.
Список документов для реэкспорта
В договоре нет условий возврата
Если в контракте не прописаны пункты о предъявлении претензий к качеству, либо если таможня не может идентифицировать товар, придется использовать процедуру экспорта.
Поставщик должен выкупить товар обратно и возместить импортеру изначальные затраты. Отдельно придется решать вопросы о компенсации транспортных расходов и таможенных пошлин: при экспорте российский участник ВЭД не может претендовать на их возврат. Возместить можно только налог на добавленную стоимость, причем право на вычет надо подтвердить в течение 180 дней после фактического убытия товара с территории России. Но реализация товаров на экспорт облагается НДС по ставке 0% за исключением случаев отказа от нее. О том, какие документы понадобятся, мы писали отдельно.
Уничтожение товара
В контракте можно прописать еще один вариант — уничтожение некачественного товара. Например, компания импортировала продукты питания. Во время инвентаризации обнаружилось, что товар испорчен: он не отвечает требованиям безопасности и реализовать такие продукты нельзя. Можно утилизировать груз, выставить претензию поставщику, потребовать возмещение потерь по пошлинам, таможенному оформлению и уничтожению брака.
Другой вариант — переработка вне таможенной территории. Это особый таможенный режим, при котором товары вывозятся за границу для ремонта или модернизации. Последующий ввоз освобождается от уплаты пошлин и налогов. Такой способ обычно применяют для ремонта сложного технологического оборудования или его узлов.
Итого
- Прежде чем заключать контракт, подумайте, что делать с браком. Пропишите условия в договоре, в том числе обговорите компенсацию на транспортные расходы, таможенные пошлины.
- Если вы нашли брак, действуйте согласно договору: реэкспортируйте партию, утилизируйте или отправляйте на переработку.
- Если брак есть, а соответствующего пункта в договоре нет, экспортируйте партию. Подтвердите право на возврат налога на добавленную стоимость.
Автор статьи: Дмитрий Шибаков