Справедливое налоговое распределение является одним из приоритетных направлений работы правительства любого развитого государства. Налоги выступают важнейшим источником формирования бюджета. Кроме того, они являются частью сложного механизма, регулирующего экономические и социальные процессы в стране.
«Несправедливая система налогового распределения приводит к серьезным социально-экономическим проблемам», —говорит Тищенко.
— Под справедливостью налогового распределения стоит рассматривать равенство и сбалансированность отчислений регионов в федеральный бюджет, исходя из финансовых, политических, географических и экономических возможностей.
В российском обществе все чаще можно услышать утверждения, что «Москва забирает всё себе», «Столица высасывает деньги с регионов», «Москва жирует и пирует». Данные утверждения родились и размножаются не на пустом месте. Россияне действительно видят богатую столицу с развитой инфраструктурой, доступными медицинскими, образовательными и социальными услугами. Но без внимания соотечественников не остаются остальные регионы, где зачастую люди вынуждены выживать на 20-30 тысяч рублей в месяц в условиях затруднительного получения элементарных услуг от государства.
— От чего произошёл такой дисбаланс на ваш взгляд и почему триллионы рублей в виде полученных из субъектов налогов оседают в столице?
— Справедливое налогообложение регионов можно было бы обеспечить посредством введения прогрессивной системы. Согласно принципам функционирования данной системы, субъекты с более высоким доходом должны платить больше налогов, чем регионы с меньшими доходами. Это вполне справедливо. Однако на деле все обстоит иначе.
Инструментами прогрессивного налогообложения могут быть так же льготы для регионов со слабыми экономическими возможностями, индексация ставок налогов, предоставление налоговых вычетов, дешевых кредитов и т.п.
Селективность налогового обложения корпораций, богатых регионов исказило конкуренцию, привело к созданию неравных возможностей для развития краев и областей. Зачастую правительства субъектов просто не могут проследить работу механизмов, обеспечивающих хоть какую-то справедливость в системе налогового обложения. Федеральный центр поощряет, награждает, наказывает и карает регионы налоговыми инструментами зачастую, исходя из собственных политических представлений.
Детальная работа с системами налогообложения каждого региона позволила бы сбалансировать их бюджеты. Федеральным властям стоило бы тщательно поработать над отбором компаний и корпораций, получающих налоговые льготы. Нужен прозрачный механизм контроля по использованию льгот для исключения злоупотреблений ими.
Важно добавить, что в этом году даже бюджет столицы оказался дефицитным. Расходы в 4,2 триллиона рублей на 463 миллиарда превысят доходы. Дефицит составил почти два годовых бюджета Тюменской области. Численность населения в последнем субъекте меньше в 10 раз. Не самому бедному региону приходится отчислять большие налоги на содержание административного аппарата и другие цели.
— Кто-то скажет, что и сама Первопристольная является крупнейшим донором для многих регионов. Однако ее экономические возможности и привлекательность для инвестиций активно растут, а в Алтайском крае, или в Благовещенске откуда вы родом, например, стремительно сокращаются. Как исправить ситуацию?
— Для полноценной реализации принципов справедливого налогообложения регионов необходимы широкие реформы. В субъектах важно создавать благоприятную атмосферу для привлечения инвестиций. К примеру, строительные компании крайне сложно «загнать» в северные и восточные районы страны, так как они весьма хорошо себя чувствуют в мегаполисах и центральных субъектах. Законодательно их «географическая деятельность» никак не регламентируется, как у остального крупного бизнеса. Мало кто хочет выезжать за МКАД. Исходя из этого, федеральным властям требуется уделять больше внимания развитию человеческого капитала в субъектах. Найти хороших специалистов: узкопрофильных врачей, инженеров, квалифицированных рабочих в отдаленных регионах становится все труднее. Они активно уезжают работать в крупные города, где их ждут и гарантируют гораздо лучшие социальные и материальные условия. Там они формируют «богатый» региональный бюджет, позволяющий реализовывать широкий перечень проектов.
Создать абсолютно справедливую модель налогообложения в государстве невозможно. Однако стремление к ее построению позволило бы сформировать программу долгосрочной стабилизации отдельных субъектов. Снижение налоговой нагрузки субъектов и сокращение зависимости в финансировании слабых регионов от Москвы должно стать приоритетной задачей правительства.