Эволюция и развитие языка
Сплетни, как яркое дополнение в пересказах, сопровождают человечество с момента, когда люди научились говорить. Они стали неотъемлемой частью нашего культурного наследия, играя роль красочных деталей в пересказах, передаваемых из поколения в поколение. Такие сплетни основывались на мифах предыдущих поколений и служили средством сохранения и передачи опыта на основе времени и среды, в которой люди жили. Они уходят корнями в мифологию, служа приманкой в бесконечном языковом развитии. Однако, сегодня, причины распространения сплетен стали более сложными и многогранными.
Причины распространения – психологические.
Отсутствие воли к проверке внешних утверждений стало первопричиной распространения слухов. Лень или равнодушие к фактам позволяют непроверенной информации вкрасться в сознание, формируя необоснованные убеждения. Вторым важным источником сплетен в нашей жизни стали попытки подогнать реальность под свои представления. Недостаток знаний, умений или навыков, чтобы повлиять на ситуацию, даёт повод к сплетням и слухам, как к инструменту изменения реальности в свою пользу.
Кто чаще, мужчины или женщины?
Важно отметить, что распространение сплетен не является привилегией определенного пола. В рабочих и дружеских коллективах и мужчины, и женщины равномерно используют сплетни, поднимая свой ранг или статус в социальной иерархии. Сплетни оказываются универсальным инструментом, используемым для значимости собственного положения и образа в глазах окружающих. Существуют два вида сплетен: бытовые и профессиональные. Профессиональные сплетни, такие как геополитические мифы, требуют комплексных мер для проверки. Бытовые же проверяются только за счёт времени и событий. Этот аспект подчеркивает разнообразие ситуаций, в которых могут возникнуть и распространяться сплетни.
Социология сплетен
Психологи утверждают, что человек, сплетничая, повышает свою значимость, обесценивая других, тем самым оказывая себе терапевтическую услугу. Однако с точки зрения социологии, человек при этом одновременно повышает свой социальный статус. Мужчины предпочитают преувеличивать свои достижения, женщины же наоборот приуменьшают заслуги других через подробные описание жизнедеятельности. В то же время публичные люди часто добиваются успеха как раз благодаря иммунитету к сплетням и стереотипам. А вот для рядовых граждан чрезмерное увлечение сплетнями может иметь и негативные последствия.
Низко ранговые люди, сплетничая, насыщают друг друга чувством важности, игнорируя при этом достоверность сведений. Знаменитости, в свою очередь, строят свою известность на иммунитете к сплетням и предрассудкам. Профессиональные пиарщики, напротив, используют сплетни как инструмент поиска инфоповодов и роста популярности.
Сплетня как элемент маркетинга
Сплетни играют важную роль в маркетинге, так как они могут оказывать существенное воздействие на восприятие бренда, продукта или услуги:
- Влияние на репутацию
Негативные слухи могут быстро распространяться и оставаться в умах потребителей долгое время. В то же время, позитивные сплетни могут способствовать укреплению положительного восприятия.
- Вирусный маркетинг
Сплетни часто являются ключевым элементом вирусного маркетинга. Когда интересные или шокирующие истории распространяются среди потребителей, это может привести к массовой рекламе без значительных маркетинговых усилий.
- Формирование интриги
Сплетни могут вызвать интерес и интригу вокруг продукта или бренда, заставляя людей говорить о нём. Такой языковой манёвр может быть полезным для создания предвкушения перед выпуском нового продукта или проведением мероприятия.
- Управление вниманием
Маркетологи могут использовать сплетни для управления вниманием потребителей, направляя их внимание на определенные аспекты бренда или создавая образ, который соответствует маркетинговым целям.
- Ну и конечно пересказы и пересуды от ощущения послевкусия
Забугорный эксперимент.
Психологи из Калифорнийского университета решили выяснить, кто чаще всего сплетничает и на какие темы.
Специалисты в своем эксперименте задействовали 467 человек. Мужчины и женщины в возрасте от 18 до 58 лет несколько дней носили при себе диктофоны, которые в течение дня записывали их разговоры.
По окончании эксперимента ученые выявили 4003 сплетен, которые разделили на три категории: положительные, отрицательные или нейтральные. Ученые считали разговор сплетней только в том случае, если речь заходила о третьих лицах.
После анализа всех данных результат показал: в среднем люди сплетничают по 52 минуты в день. Женщины это делают не чаще мужчин, их разговоры в основном носили нейтральный характер. Это подтверждает те выводы, что женщины в основном обсуждают социальные проблемы.
Оказалось, что молодые люди по сравнению с пожилыми людьми больше говорят о других. Многие их разговоры носили негативный характер, подгоняя реальность под своё мировосприятие, и были посвящены знакомым. Также выяснилось, что люди с низким доходом не сплетничают больше состоятельных людей. А экстраверты это делают чаще интровертов.
В целом же сплетни — неизбежный атрибут человеческого общежития, который в разумных дозах даже играет положительную роль. Главное — относиться к ним критически и не делать скоропалительных выводов.
Социолог, основатель московского PR-агентства,
Олег Мальцев.