Фраза «кошмарить бизнес» стала расхожей не просто так. В 2008 году президент Дмитрий Медведев призвал чиновников снизить административное давление на предпринимателей и использовал именно такую фразу. Однако до сих пор многими бизнесменами взаимодействие с государством видится сложным или даже опасным делом. Самым известным инструментом бизнеса для контакта с властью пока еще остается лоббизм, но запрос оставался. И к лобби присоединились Government Relations (GR) — связи с государством, особенно в малом и среднем сегментах.
Что такое GR
Бизнес неизбежно сталкивается с постоянно меняющейся законодательной средой, экономическими вызовами и возрастающей ролью государства. Особенно чувствительны к перечисленным вопросам иностранные компании. Постепенно сообщество предпринимателей сформировало систему взаимодействия компаний или даже отдельных персон с органами государственной власти с целью защиты интересов, формирования благоприятных условий для развития, построения долгосрочных партнерских отношений с государством.
Актуальность GR сегодня обусловлена рядом факторов: усложнение законодательства, рост бюрократических барьеров, повышение роли государственного регулирования в экономике. В таких условиях бизнесу крайне важно иметь эффективные механизмы взаимодействия с органами власти, чтобы своевременно реагировать на изменения, защищать свои интересы и использовать открывающиеся возможности. Исполнителями работы института становятся отдельные люди. Зачастую они не просто преследуют цели конкретных лиц, а действуют, пусть и опосредованно, в интересах всей сферы.
Инструменты и возможности GR
GR открывает перед компаниями набор опций для укрепления позиций и достижения стратегических целей. Среди основных преимуществ, которые дает бизнесу эффективные Government Relations, влияние на законодательство. Институт позволяет компаниям участвовать в процессе формирования законов и нормативных актов, связанных с их работой. Через диалог с законодателями бизнес может донести свою позицию, предложить изменения, свести к минимуму негативные последствия от принятия неблагоприятных законов.
Вместе с тем GR помогает компаниям предупреждать возможные проблемы и конфликты с государственными органами. Зная законодательство и понимая позицию органов власти, бизнес может скорректировать работу, избежать нарушений, штрафов и других малоприятных последствий. То есть система предлагает бизнесу знания и информацию. Последнее включает доступ к актуальным изменением законов и норм, сведениям о государственных программах поддержки, тендерах и так далее.
Все перечисленное ложится в основу построения отношений с властью. GR помогает бизнесу формировать позитивный имидж и устанавливать доверительные отношения с государственными структурами. Это открывает возможности для диалога, сотрудничества и решения проблем в конструктивном ключе.
Для достижения поставленных целей GR использует целый набор инструментов, куда входят лоббирование, коммуникации с властью через медиа и другие публичные каналы (конференции, выступления), мониторинг законодательства, экспертная работа. Она подразумевает участие GR-специалистов или представителей компании в экспертных советах и рабочих группах.
Как это работает?
Рассмотреть работу GR удобнее всего на примерах. Какая-то компания сталкивается с негативной публичной кампанией, которая грозит нанести ущерб ее репутации. GR-специалисты оперативно реагируют на ситуацию, организуют встречи с журналистами, представляют позицию компании, проводят расследование для выявления истинных причин кризиса. В итоге, удается снизить негативный информационный фон и защитить репутацию.
В другом случае предприятие, узнав о подготовке того или иного законопроекта, начинает работать с представителями профильной ветви власти, предоставляет экспертные заключения, демонстрирует негативные последствия законопроекта.
Среди известных случаев можно выделить работу IT-компании RC Group, которая специализируется на разработке финтех решений, инновационных финансовых технологиях. Компания столкнулась с ситуацией, когда существующая правовая база не учитывала специфику их продукта. Отсутствие четких регламентов создавало неопределенность и риски дальнейшему развитию компании. Как объясняет CEO Мария Михайлова, для решения проблемы RC Group задействовала GR-технологии. Компания инициировала диалог с государственными органами, участвовала в работе экспертных советов и представила предложения по совершенствованию законодательства.
Предприятие занимается такой работой постоянно, в том числе налаживает связи с другими командами, обучает бизнесменов. Технопарк, в который входит RC Group, «ИнФинТех» регулярно устраивает профильные мероприятия, встречи с чиновниками, организует круглые столы и экспертные советы. Дружественное компании Русское Деловое Общество проводит исследования сферы. Сама Михайлова регулярно выступает экспертом в консультативных органах государственных структур. В результате предприятие помогает и себе, и другому бизнесу, создавая благодатные условия, и государству, совершенствуя законы, давая возможность контролировать появляющиеся ниши и продукты.
Возрастающая роль власти, прогресс, появление новых продуктов, изменения рынка приводят к росту значения GR в бизнесе. Эффективный инструмент позволяет компаниям не только адаптироваться к изменяющимся условиям, но и влиять на них, формируя благоприятную среду для развития и добиваясь успеха в долгосрочной перспективе.