По информации Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, к концу этого года российские транспортные компании столкнутся с критической ситуацией. В 2025 году многие из них могут оказаться на грани банкротства, а оставшиеся на рынке будут вынуждены увеличить цены на свои услуги примерно на 20%.
Причинами сложившейся ситуации являются высокие ставки лизинга, которые достигли 26 процентов, а также значительно возросший утилизационный сбор на импортные автомобили, который увеличился в полтора раза. К этому добавляются подорожание топлива и увеличенные расходы на обслуживание техники. Все эти факторы в сумме способствовали росту себестоимости грузоперевозок на 10% за год, в то время как тарифы для клиентов снизились на 8,8% из-за низкого спроса.
Александр Цыпин, основатель консалтингового агентства «Стратегия дела», подчеркнул, что в России средний возраст транспортных средств составляет 20 лет, и их эффективное использование возможно лишь в течение первых шести лет эксплуатации.
Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК, сообщил, что в 2023 году средний лизинговый платеж за тягач составлял около 190 тысяч рублей, и ожидается, что к началу 2025 года эта сумма вырастет до 370 тысяч рублей. Илез Хамурзиев, операционный директор компании Dentro, добавил, что утилизационный сбор для иностранных седельных тягачей увеличился до 2,5 миллиона рублей, в то время как для тягачей с полуприцепами он достиг одного миллиона. По его мнению, с такими затратами невозможно окупить покупку новой техники.
С начала года 16 тысяч автомобилей были изъяты из-за неисполнения обязательств по лизингу. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время этот показатель значительно увеличится. Кроме того, в отрасли сохраняется нехватка специалистов, что усугубляет общую ситуацию.
По данным Ассоциации, около 90% рынка грузоперевозок в России представляют компании с парком менее десяти машин. Низкая рентабельность этого бизнеса заставляет всё больше участников уходить в тень.