Треть школьников по всему миру сталкиваются с буллингом — травлей и издевательствами со стороны одноклассников. Это подтверждает исследование специалистов из Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», пишет «Коммерсантъ».
В России этот показатель чуть меньше — 27,5%. Но в наших школах — свои особенности: проблема замалчивается, дети, страдающие от агрессии сверстников, не обращаются за помощью ни к родителям, ни к учителям.
По мнению авторов исследования, жертвами часто становятся дети из семей, в которых между родителями нет договоренностей о стиле воспитания (например, сверхконтроль со стороны матери и безразличие отца) или в которых детей критикуют оба родителя, не поддерживая их эмоционально.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Школы педагогики Дальневосточного федерального университета Ольга Калиниченко отмечает, что большинство опрошенных школьников не рассказывают о случаях травли учителям.
На примере исследований, проведенных в школах Уссурийска, видно, что учителя занижают число жертв агрессии одноклассников. Сравнение ответов учителей с ответами детей показывает, что это число в пять раз больше, чем кажется учителям.
Специалисты утверждают, что последствия травли в школе наступают для всех, вне зависимости от степени их включенности и роли. При этом, по словам Ольги Калиниченко, замалчивание буллинга приводит к групповой агрессии. Родителям стоит прививать детям мысль, что обращение за помощью к учителям и родителям не признак слабости. Она считает, что на проявления жестокого поведения в отношении других должен быть наложен однозначный запрет и санкции за его нарушение. Психолог считает, что агрессивным детям следует объяснять меру ответственности за подобное поведение.
Тема буллинга особенно остро стоит именно для школ. Зачастую в конфликт оказываются вовлеченными не только ученики, но и учителя. Так, в подмосковных Химках учительница физкультуры пыталась «улучшить дисциплину», натравив на первоклассника остальных учеников. Они жестоко избили мальчика. Потом она это объяснила не очень удачной шуткой. Учительница была уволена из школы.
Существует и обратный процесс: травля учителей со стороны учеников. Согласно исследованиям в 75 регионах России, около 70% учителей подвергались агрессии со стороны учеников. С угрозами от учеников сталкивался хотя бы раз в жизни каждый второй учитель. С травлей через оскорбительные письма или посты в социальных сетях сталкивались 42% педагогов. И ситуация с взаимодействием между школьниками и учителями только ухудшается. Все это приводит к крайним проявлениям агрессии.
Так, в феврале 2018 года в одной из школ Перми произошла драка, в которой пострадали 15 человек, в том числе учительница и ученики младших классов. В Улан-Удэ ученик девятого класса бросил в кабинет русского языка и литературы бутылку с зажигательной смесью и напал на учеников и преподавателя.
Ученые ВШЭ отмечают, что предлагаемые меры не успевают за накопившимися проблемами. «Большое количество запретительных законов может повышать градус агрессии среди молодых людей, а со стороны учителей все усугубляется их тяжелым материальным положением», — подчеркивают в ВШЭ.