Российский экипаж арестованного в Стамбуле сухогруза Streamline поставил ультиматум судовладельцу и намерен 13 марта перекрыть Босфор. Об этом пишет РИА Новости со ссылкой на капитана судна Бахмана Багирова.
Сухогруз Streamline вышел из Ростова-на-Дону на ремонт в Стамбул, где и был арестован в июне 2018 года за долги его предыдущего владельца. Моряки требуют снять арест с судна, разрешить ему следовать на ремонт в док и выплатить зарплату. До этого они неоднократно обращались к судовладельцу — турецкой компании Akca Shipping — найти им замену и погасить задолженность.
В октябре 2018 года экипаж из 10 человек, которому к тому моменту в течение пяти месяцев не выплачивали зарплату, объявил голодовку. При этом моряки не могли покинуть судно — опасались, что долги им не вернут.
В конце февраля состоялись первые судебные слушания о снятии ареста с судна, следующее заседание назначено на 2 апреля. По подсчетам Багирова, задолженность Akca Shipping перед моряками превышает $123 тыс.
Капитан утверждает, что экипаж находится на судне более 10 месяцев: «Наше терпение уже на пределе, и мы вынуждены прибегнуть к крайним мерам. Если наши законные требования не будут выполнены до завтра, то мы снимемся с якоря и перекроем Босфор, уведомив об этом соответствующие службы», — заявил Багиров. По его словам, команда ожидает схода на берег, чтобы оформить нотариальные доверенности для подачи иска в суд по долгам.
Судно Streamline под флагом Коморских островов было продано турецкой компании Аkса Shipping его владельцем, зарегистрированной в Белизе компанией Seamann. В Стамбуле оно было арестовано по требованию турецкой компании Alpex, получившей Streamline в аренду от оператора Megion. Alpex требует возместить $190 тыс., которые она ранее потратила на ремонт сухогруза. В Seamann утверждают, что не давали согласия на аренду — судно сдали по поддельным документам.
Длина пролива Босфор — около 30 км, максимальная ширина — 3700 м на севере, минимальная ширина — 700 м. Пролив s-образной формы известен сложными течениями, а поток судов в нем — очень интенсивный. Поэтому, хотя длина сухогруза Streamline (108 м) — в 6,5 раз меньше ширины Босфора в самом узком месте, создать проблемы для движения судов он может с легкостью.
Это подтверждает инцидент с танкером Vitaspirit, который в апреле 2018 года налетел на берег, когда проходил через пролив Босфор. Тогда властям пришлось временно перекрывать движение по проливу в обе стороны. В 2013 году движение морского транспорта на Босфоре было нарушено из-за поломки танкера YM Miranda, который вышел из строя во время движения по проливу.
Несмотря на наличие у команды причин для возмущения, выполнение ультиматума чревато для них серьезными последствиями. Так, например, 5 марта в Южной Корее тюремные сроки получила команда российского судна «Палладий», которое было задержано 28 августа 2018 года на выходе из порта Пусан за долги. Судно не оформило документы и проигнорировало требования властей вернуться в порт. В задержании участвовали корабль береговой охраны и вертолет с десантом, при этом команда российского судна оказала сопротивление. Судовладельца приговорили к 2,5 годам заключения, капитану дали год, еще троим морякам — по 10 месяцев, старший механик получил условный срок.
По сообщению от 21:30 мск, к арестованному сухогрузу подошло судно турецкой береговой охраны. «Пока разговариваем», — заявил Багиров РИА Новости.