Роскосмос в конце этого года намерен повторить испытания тяжелой ракеты «Ангара-А5» и развернуть производство в Омске и на экспериментальном заводе в Москве с тем, чтобы в 2023 году начать серийное производство этой ракеты и запуски с космодрома «Восточный». Об этом сообщил генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.
Что касается космодрома Восточный на Дальнем Востоке (Амурская область), то, по данным Рогозина, инфраструктура первой очереди создана: «есть проблемы, но они носят бумажный характер — физически объекты построены». Генеральный директор госкорпорации отметил, что ее есть за что критиковать, но основные претензии надо адресовать не Роскосмосу, а генеральному подрядчику — компании «Спецстрой», которая «в результате этой замечательной стройки самоликвидировался».
Дмитрий Рогозин подчеркнул, что сейчас Роскосмос получил от Минфина необходимое финансирование и готов заключать контракты для строительства второй очереди космодрома Восточный. В 2018 году на нем не велись никакие работы, потому что проектная документация только разрабатывается. «Мы надеемся, что все согласования будут получены, и в конце апреля — мае начнутся земляные работы, выработка грунта, заливка бетона», — уточнил он. По его словам, вторая очередь предназначена для ракеты тяжелого класса, и если «Союз-2» можно сравнить с «Жигулями», то «Ангара» — это КАМАЗ по грузоподъемности и обеспечению инфраструктурой».
В конце января на совещании, посвященном развитию Роскосмоса, премьер-министр России Дмитрий Медведев раскритиковал неэффективное расходования средств при строительстве космодрома Восточный. Первую очередь должны были завершить в прошлом году, но реально построено только 5 из 19 объектов — четверть из запланированного. По мнению премьер-министра, такую скорость «нельзя назвать приемлемой». При этом на достройку остальных объектов Роскосмос попросил дополнительное финансирование.
Дмитрий Розозин пообещал предоставить полный отчет Дмитрию Медведеву по Восточному до 30 марта.
В середине февраля Роскосмос и американская компания Space Adventure, Inc. подписали контракт о краткосрочном полете на Международную космическую станцию (МКС) двух непрофессиональных космонавтов. Полеты должны состояться в 2020 и 2021 году. Имена первых двух космических туристов пока не называются — полет стоит около $40 млн.
По словам Дмитрия Рогозина, с 2011 года, после того как США закрыли свою программу Space Shuttle, Роскосмос был монополистом по отправке космонавтов на МКС. Но сейчас ситуация изменилась. Над своими пилотируемыми программами работают США, Китай, Индия. В марте частная компания SpaceX Илона Маска отправила на МКС пилотируемый корабль Crew Dragon, внутри которого был манекен Эллен Рипли — героини из фильма «Чужой». До конца года Маск планирует запуск с космонавтами — монополия Роскосмоса закончится.
Правда, по сведениям Рогозина, NASA выгоднее доставлять своих астронавтов на МКС российскими «Союзами»: одно кресло на Dragon SpaceX стоит $110–120 млн, Роскосмос предлагает его NASA за $80 млн, — такие расчеты главы госкорпорации приводит газета «Ведомости».
Цена $80 млн включает не только полет космонавта на МКС и обратно, но и его обеспечение долгосрочного пребывания на станции. Стандартный срок пребывания на МКС составляет полгода. Туристическое посещение международной космической станции, по мнению Дмитрия Рогозина, будет вдвое дешевле.
Роскосмос и Space Adventures сотрудничают с 2001 года, когда на орбиту полетел первый космический турист — Деннис Тито. Всего за это время в космосе на борту МКС побывали семь туристов (Чарльз Симони — дважды). Каждый турист проводил в космосе одну–две недели.
«Ведомости» отмечают, что первые четыре тура стоили по $20 млн, пятый — $30 млн, шестой, седьмой и восьмой — по $35 млн. МКС тогда только строилась, ее команда состояла из двух человек, а «Союз МС-10» – трехместный корабль. Потом экипаж МКС вырос до шести человек, «Союзы» стали возить по три космонавта — туристам места не хватило. Роскосмос возобновляет программу космического туризма как раз потому, что на кораблях «Союз МС-10» появятся свободные места. Дмитрий Рогозин пояснил в своем твиттере, что это первый контракт на полет космонавтов-любителей за последние 10 лет.
За это время полет на МКС изрядно подорожал. К 2018 г. цена за подготовку, полет и возвращение одного астронавта достигла $82 млн. Это больше себестоимости ракеты-носителя «Союз-2» и трехместного корабля «Союз» для российского бюджета (около $70 млн), подчеркивает газета «Ведомости».
Кроме того, Дмитрий Рогозин заявлял о запуске проекта по облету Земли — «по короткому гагаринскому маршруту». По словам главы Роскосмоса, это сократит сроки подготовки к полету желающих увидеть нашу планету из космоса.
Такие туры будут предполагать полет длительностью 15–20 мин (из них 5–6 мин в невесомости) на высоту орбиты Юрия Гагарина (180–220 км) по незамкнутой траектории с возвращением на Землю. Одна из российских частных компаний «Космокурс» планирует осуществить первый подобный полет в 2025 году, туристу за него придется выложить $200–250 тыс. При этом компания собирается разработать для этого собственные многоразовые ракету и корабль. «Космокурс» подписал соглашение с правительством Нижегородской области о строительстве космодрома для этого проекта.
Дмитрий Рогозин рассказал еще об одном перспективном туристическом направлении: облете Луны на корабле «Союз МС-10». Ракета «Ангара-5А» будет доставлять на МКС разгонный блок космического корабля, ракета «Союз» — сам корабль, а уже со станции они будут отправляться на орбиту спутника Земли. Впрочем, пока это дело не ближайших пяти лет, учитывая сроки испытаний и запуска серийного производства «Ангары».