Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) считает, что надо проверить, отвечает ли самолет Sukhoi Superjet 100 сертификационным требованиям. Соответствующее письмо направлено в Минтранс. Об этом пишет «Коммерсантъ».
В письме отмечается, что АЭВТ обеспокоена катастрофой с SSJ 100 «Аэрофлота» 5 мая в Шереметьеве, которая нанесла «серьезный репутационный ущерб российской гражданской авиации и авиапрому». Авиакомпании — члены АЭВТ эксплуатируют 19 воздушных судов SSJ 100: у авиакомпании «Ямал» 15 самолетов этого типа, у «Якутии» — четыре судна.
Авиакомпании просят проверить эффективность защитной системы SSJ 100 от поражения статическим электричеством, а также прочностные характеристики: разрушение шасси не должно нарушать целостность топливных систем. Отдельные вопросы вызывают защита салона при внешнем пожаре и разработанная производителем программа, по которой тренируются экипажи.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая выпускает SSJ 100, называют инициативу авиаперевозчиков давлением на расследование катастрофы. «До получения результатов работы комиссии любые предположения некорректны и непрофессиональны. Что и где надо проверить, будет следовать из выводов комиссии», — подчеркнули в ОАК, добавив, что самолет успешно прошел 200 испытательных программ и более 1 тыс. полетов и его безопасность подтверждена европейской сертификацией.
Минтранс утверждает, что не получал обращение АЭВТ. В «Аэрофлоте», который не входит в АЭВТ, письмо комментировать не стали.
Эксперты отмечают, что официальная позиция Минтранса — приостановка эксплуатации SSJ 100 не требуется. Поэтому скорее всего инициатива о дополнительной проверке самолета не будет поддержана.
Предварительные выводы о причинах катастрофы SSJ 100 в аэропорту Шереметьево будут обнародованы в середине лета. Об этом 27 мая заявил глава Минтранса Евгений Дитрих: «Мы сейчас с Межгосударственным авиационным комитетом взаимодействуем. Я думаю, что в пределах полутора месяцев они предварительный отчет подготовят, он будет официально озвучен, опубликован».
5 мая Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из Москвы в Мурманск, через 15 мин в носовую часть самолета попала мощная молния — в результате отключились электрогенераторы и автоматические системы управления. Лайнер, на борту которого находились 78 человек, включая пятерых членов экипажа, вернулся в аэропорт Шереметьево. При аварийной посадке самолет загорелся, погиб 41 человек, еще 10 получили ожоги, отравление дымом и ушибы.
Рассматриваются версии об ошибочных действиях пилотов при посадке, неблагоприятных метеоусловиях, неисправности самолета. Компания «Аэрофлот» отказалась комментировать ход расследования до его завершения.