Минтранс объявил тендер на сумму 5,6 млн руб. на борьбу с птицами в аэропортах. Он предусматривает выполнение научно-исследовательской работы по «обеспечению орнитологической безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в Российской Федерации». Конкурсное предложение размещено на сайте госзакупок, дата подачи последних заявок — 17 сентября.
Информация о проведении открытого конкурса была размещена спустя пять дней после аварийной ситуации с самолетом «Уральских авиалиний», которому пришлось сразу после взлета из подмосковного Жуковского сесть на кукурузное поле. По предварительным данным, лайнер столкнулся со стаей чаек — птицы попали в двигатели.
Второе происшествие за последний месяц с самолетом «Уральских авиалиний» произошло утром 30 августа, сообщает «Интерфакс». Лайнер, выполнявший рейс из Санкт-Петербурга в Худжанд (Таджикистан), совершил вынужденную посадку в аэропорту Кольцово (Екатеринбург). Сразу после вылета командир воздушного судна доложил о возможном повреждении шасси. По словам представителя пресс-службы авиакомпании, при осмотре взлетно-посадочной полосы были найдены останки животного происхождения и перья птиц. Посадка прошла благополучно, повреждений самолета не обнаружено.
Подрядчик, который выиграет конкурс, должен будет изучить российский и зарубежный опыт борьбы с птицами, предложить способы, которыми можно стимулировать внедрение новых технологий в этой области и научно обосновать изменения в законодательстве, связанных с орнитологической безопасностью полетов. Сейчас все еще действует Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, которое было принято 30 лет назад — в 1989 году.
По данным Росавиации, число столкновений самолетов с птицами за превышает тысячу в год (в 2017-м — 1036, в 2018-м — 1021 случай). При этом наибольшее количество подобных инцидентов фиксируется в июне–июле, наименьшее — в январе–феврале.
Руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов объясняет всплеск столкновений самолетов с птицами в летние месяцы тем, что в это время происходит вылет молодых птенцов из гнезд. «Увеличивается не только численность птиц, но в воздухе оказывается много слетков — молодых птиц, у которых нет опыта полетов и предотвращения столкновения с самолетом», — подчеркивает он.
Что касается этапов полета, то в наибольшей степени птицы угрожают лайнерам при наборе высоты (12%) и при заходе на посадку (25%).
В 2018 году произошло три случая, когда птиц затянуло в оба двигателя, в 11% случаев было зафиксировано столкновение с несколькими частями воздушного судна. Чаще всего птицы в прошлом году птицы попадали в двигатель (30%), крыло (23%), обтекатель антенны (13%), носовую часть (10%), фюзеляж (9%), лобовое стекло (6%) и другие части самолетов.
Исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин, которого цитирует «Коммерсантъ», отмечает, что ежегодно сочетания «самолет + птицы» приводят к убыткам на $1 млрд во всем мире.
По его словам, способы отпугивания птиц одинаковы: «Можно начать с самых простых — чучел, различных акустических, визуальных средств — громких звуков, записи крика птиц, световых вспышек. Многие аэропорты используют специально натренированных хищных птиц, которые поднимаются в воздух, если возникает какая-то угроза появления чаек или ворон», — комментирует эксперт.
По мнению Сергея Рыжова, значительно ухудшают орнитологическую обстановку и повышают риски столкновения сельскохозяйственные посевы в непосредственной близости от аэродрома. Объекты, расположенные рядом с аэродромами, не должны способствовать массовому скоплению птиц (в радиусе 15 км запрещено размещать полигоны коммунальных отходов, элеваторы, мясокомбинаты и т. д.).
Специалист утверждает, что надо ликвидировать факторы, которые привлекают птиц, а уже потом «выстраивать оперативную работу на аэродроме, думать, как и какие средства применять».