На ПМЭФ, который пройдет 2-5 июня, будут обсуждаться идеи развития Петербурга. Компания «Мегалайн», которую возглавляет Геннадий Корупятник, намерена представить проект строительства транспортно-пересадочных узлов в городе. Северная столица является крупным мегаполисом, поэтому должна перенять опыт европейских городов, имеющих аналогичные объекты.
Если проект «Мегалайна» будет одобрен, возле станции метро «Старая деревня» появится пилотный транспортно-пересадочный узел. Этот район активно развивается и застраивается, поэтому там необходим ТПУ.
На площади 70 тысяч кв.м. пассажирского хаба планируют реализовать концепцию «сухих ног». Проект включает в себя железную дорогу, метрополитен, остановки трамвая и троллейбуса, перехватывающую парковку, а также бизнес-центр, МФЦ и небольшую гостиницу. В планах у компании «Мегалайн» строительство 61 ТПУ в Северной столице.
По сравнению с обычными развязками у ТПУ много преимуществ. Пассажирский хаб разделяет транспортные и пешеходные потоки, уменьшает время пересадки с одного вида транспорта на другой, разгружает железнодорожные вокзалы. Благодаря ТПУ появляются новые рабочие места, ведь там строят бизнес-пространства, лофты и др.
По словам профессора НИУ ВШЭ, директора Института экономики транспорта и транспортной политики Михаила Блинкина, подобные хабы давно уже действуют во всех крупных городах Европы.
«Раньше я рассказывал о транспортно-пересадочных узлах в Париже, Мюнхене, Иерусалиме, и эти ТПУ отлично функционируют», — подчеркнул он.
Подобные узлы есть и в сравнительно небольших европейских городах. К примеру, в Амстердаме есть один ТПУ, где находятся междугородный вокзал, бизнес-центр, станция метро и остановки общественного транспорта. Оттуда можно без труда добраться не только в любую часть города, но и в соседние области.
В Лондоне с 1852 года функционирует старейший в Европе пассажирский хаб — King’s Cross Central. Там находятся железнодорожный вокзал и станция метрополитена. Это крупнейший транспортный узел Великобритании. Успешный пример ТПУ – аэропорт Лиссабона, где станция метрополитена практически встроена в терминал.
В Москве решили перенять европейский опыт, когда в 2014 году заговорили о строительстве пассажирских хабов. Сегодня в столице построены уже четыре ТПУ. В планах – строительство еще около двухсот. По словам главы транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы Игоря Бахирева, к московским ТПУ можно отнести и МЦК, за год работы показавшее свою эффективность.
«Сегодня МЦК интегрировано в целую систему транспорта города. Также в 2019 году мы запустили два первых Московских центральных диаметра. МЦК и МЦД позволили создать новые маршруты, появилась возможность экономить время в пути, разгрузить многие дорожные участки», – подчеркнул Бахирев.
В европейских городах и Москве благодаря ТПУ удалось разгрузить дороги и создать более комфортные условия для пассажиров. В Петербурге строительство хабов зависит от итогов ПМЭФ.