Сергей Быков — депутат Смоленской областной Думы, являющийся членом Всероссийского общества охраны природы, порекомендовал установить норму по использованию биотоплива. Он обратился к заместителю председателя правительства РФ с экоинициативой.
В своем обращении к Виктории Абрамченко он предложил ввести норму содержания биотоплива в широко используемом жидком топливе не менее 2%, которую к 2035 году нужно довести до 30%.
«Вместе с этим, тема применения биологического топлива в нашей стране, на мой взгляд, незаслуженно в стороне. А ведь общий объем используемого жидкого сгораемого топлива является причиной значительной части выбросов в атмосферу», — сообщил он. По мнению парламентария, тема биотоплива по неясным причинам выпала из внимания, даже имея внушительный потенциал с экономической и экологической точки зрения.
Биологическое топливо, в отличие от обычного меньше вредит окружающей среде. Это связано с тем, что в нём значительно меньше веществ, загрязняющих атмосферу. К ним относятся: серо, полициклические ароматические углеводороды, сажа, монооксид углерода и многие другие. Кроме того при сгорании биотопливо оставляет намного меньший углеродный след, что удовлетворяет требования общемировой климатической стратегии.
Также в своем письме Сергей Быков сделал акцент на сырье для производства. Сырьем могут выступать древесные остатки, использованные пищевые масла и органический мусор. И, по его словам, это всё следует пустить в максимальную переработку.
В заключение депутат отметил, что для установления норматива по биотопливу требуется применить меры отраслевого стимулирования. Например, он предложил оформить на уровне регионов госзаказ на биотопливо, выделить льготные кредиты переработчикам, а также создать СРО переработчиков масложировых отходов и предоставить заброшенные сельхоз земли для выращивания культур на безвозмездной основе для производства соответствующего сырья.
На данный момент многие страны мира разработали программы по частичной замене нефтяных топлив различными аналогами биотоплива, в том числе биодизеля:
- На Филиппинах 2% с 2008 года
• В Таиланде 10% с 2012 года.
• В Дании и Португалии по 10%,
• В США и Германии — 5%
• Во Франции – 7%
• В Индии – 20%
Биодизель минимизирует вред, причиняемый растениям и животным и за месяц он полностью распадается на биочастицы, а при сгорании в двигателе выделяет значительно меньшее количество углекислого газа. Используя этот вид топлива на речных и морских судах, можно весьма заметно сократить загрязнение водных ресурсов планеты.
В некоторых государствах проводят испытания по использованию биодизеля вместо привычного авиационного топлива и уже переводят на него городской муниципальный транспорт. Так срок службы двигателя увеличивается, потому что биодизель обладает хорошим смазочным свойством, даже не смотря на малое количество серы содержащейся в нём. Это связано с его химическим составом и наличием кислорода; во время работы осуществляется одновременная смазка подвижных частей и топливного насоса.
«Дизельное топливо значительно уступает биодизелю, так как оно теряет смазочные способности при нейтрализации из него сернистых соединений.
И то, что у биодизеля температура вспышки выше ста градусов, делает его намного безопаснее, чем обычное дизтопливо»,— заявил гендиректор ООО «Исток» Максим Абросимов.
В зависимости от применяемого сырья биотопливо классифицируется по трём поколениям:
1-е поколение производят из сельскохозяйственных культур
2-е — из жиросодержащих отходов
3-е — из липидов микроводорослей. Также при его производстве применяют отработанное растительное масло, рыбий и животный жиры и многие другие пищевые отходы.
К слову, в Швеции отработанное растительное масло почти не выбрасывают, а сдают на переработку и после используют в качестве топлива для автомобилей с дизельными двигателями.
Однако, к сожалению, в России пока имеются лишь единичные примеры применения специально подготовленного отработанного масла в двигателе. Так Ассоциация липецких производителей рапса — растения, используемые для изготовления биодизеля, объединилась с производителями биотоплива в синдикат для дальнейшего сотрудничества.
Известно, что Российская Ассоциация, занимающаяся переработкой масложировых отходов, тоже предпринимает попытки наладить переработку данных отходов в биотопливо. Ещё в июне 2021-го года в Москве прошла встреча по проекту «Производство биодизеля из масложировых отходов», организованная данной Ассоциацией. Представители разных слоёв общества и сфер деятельности обсуждали возможности производства биодизеля из отходов, получаемых в процессе производства пищи.
В качестве потенциального покупателя биодизеля выступил даже ГУП «Мосгортранс» — государственное предприятие, занимающееся автобусной, троллейбусной и электробусной перевозкой по Москве и Московской области. Экотопливо они планируют использовать для дополнительного отопления пассажирского салона. В прошлом году, благодаря развитию электробусной сети, выбросы веществ загрязняющих воздух сократились примерно на 40 тысяч тонн, а использование биодизеля в дополнительных подогревателях будет ещё более безопасным для экосистемы мегаполиса.
«Повестка использования биодизеля для электробусов ранее обсуждалась не единожды. Наши попытки исследования рынка биодизеля в России не получили успеха. В настоящее время, в стране отсутствуют производители биодизеля, готовые дать гарантированную бесперебойную поставку топлива. ГУП «Мосгортранс» имеет интерес для использования эко топлива в дополнительном обогревательном оборудовании в электробусах. В связи со скорой заменой дизельных автобусов на электробусы, актуальность проекта растёт. Мы заинтересованы в развитии проекта, проведении всевозможных лабораторных и производственных испытаний и в скорейшем запуске производства экологичного топлива в России», — поделился Сергей Белов — начальник отдела систем управления службы энергетических и инновационных проектов ГУП «Мосгортранс».
Однако это лишь единичные примеры, а не стратегия государства, без поддержки которого «не сформировать полноценный энергетический сегмент зелёного сектора экономики, который будет способствовать не только формированию позитивного экологического имиджа России, но и достижению собственных целей по снижению нагрузки на окружающую среду» как верно подметил в ранее упомянутом письме Сергей Быков.
По материалам НИА ЭКОЛОГИЯ