В качестве возможной причины пожара на российском глубоководном аппарате АС-31 («Лошарик») рассматривают короткое замыкание в одном из распределительных щитов. Об этом в четверг, 4 июля, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственный осведомленный источник.
Из-за короткого замыкания могла загореться оплетка кабелей или трансформаторное масло, а дым разлетелся по отсекам через систему вентиляции. «Для потери сознания в замкнутом помещении достаточно всего нескольких вдохов», — пояснил собеседник газеты.
По его словам, электросети на подлодке гораздо мощнее обычных: там используется стандартное напряжение в 380 вольт, а в некоторых устройствах сила тока достигает 1000 ампер (в городской квартире — не более 32 ампер). При такой силе тока короткое замыкание похоже на взрыв, который может разрушить щиток и даже контузить оказавшихся поблизости людей.
В то же время, по словам собеседника «Ъ», по технике безопасности все члены экипажа обязаны были держать при себе портативные дыхательные аппараты. Эти приборы позволяют продержаться около 20 минут: за это время, как предполагается, человек должен добраться до одного штуцеров стационарной дыхательной системы, подающему кислород из баллонов, и подключиться к нему. Моряки на «Лошарике» по каким-то причинам не смогли воспользоваться этой системой.
«Коммерсантъ» выяснил, что из всех, кто находился на «Лошарике», выжили пять человек, дежурившие на центральном посту в момент ЧП. Именно они потушили пожар и подняли аппарат на поверхность. Однако за то время, что потребовалось для этой операции, остальные моряки, находившиеся в помещениях для отдыха, успели задохнуться.
Между тем, министр обороны Сергей Шойгу вернулся из Североморска, где сейчас находится АС-31, и побывал с докладом у Владимира Путина. Министр рассказал президенту, что на глубоководном аппарате произошел пожар. Шойгу также сообщил, что благодаря действиям экипажа авария не затронула «ядерную энергетическую установку на данном аппарате». Следует отметить, что власти впервые упомянули, что «Лошарик» оборудован ядерной установкой.
Накануне журнал Forbes озвучил версию, согласно которой неполадки возникли на одной из аккумуляторных батарей при подъеме АС-31 с глубины.
Вечером 3 июля Минобороны опубликовало имена и фотографии всех погибших моряков.
Авария на глубоководном аппарате произошла в Баренцевом море вечером 1 июля по московскому времени. Погибли 14 подводников, включая семерых капитанов первого ранга, двух Героев России.