Проблема дефицита кадров на рынке труда возникла не вчера, но особенно остро бизнес начал ощущать нехватку специалистов в последние два года. На отсутствие квалифицированных рабочих рук повлияли разные факторы, наряду с уровнем подготовки специалистов это и сокращение населения трудоспособного возраста, и отъезд трудовых мигрантов на родину.
По данным исследования компании FinExpertiza, проведенного осенью 2021 года, нехватка работников составила 2,2 млн человек. Работодателям сложнее всего нанять квалифицированных сотрудников рабочих специальностей, на них приходится 68% кадрового голода.
Недостаток специалистов — это проблема не только бизнеса, но и российской экономики в целом. В условиях кадрового дефицита сохраняются и усугубляются ограничения в развитии экономики страны.
О кадровых проблемах говорят представители малого, среднего и крупного бизнеса. О них знают и на государственном уровне. Например, Андрей Комаров (РСПП, член Правления) неоднократно отмечал важность решения вопроса на уровне образовательной системы и, в частности, среднего профессионального образования.
Что не так с колледжами
Ежегодно тысячи специалистов получают дипломы о среднем профессиональном образовании. Вчерашние студенты могли бы решить вопрос кадрового голода: трудоустроиться, работать по специальности и развиваться в профессии, вносить свой вклад в российскую экономику. Молодые люди, выбирающие работу в реальном секторе промышленности, сталкиваются со сложностями. Они понимают, что большая часть знаний, которые они получали в колледже или техникуме, оторваны от требований работодателей, но, в первую очередь, ими ощущается нехватка практических навыков.
Сложно не только молодым специалистам, но и их наставникам. Работодатели вынуждены выделять кадры и время на переобучение новых сотрудников.
Андрей Комаров считает, что учебные заведения должны актуализировать программу и ввести больше практических занятий. Предприниматель, член Партнерского совета при Минпросвещения РФ убежден, что действовать в этом направлении нужно сообща. Только объединив усилия государства, бизнеса и учебных заведений, можно добиться решения проблемы с низкой квалификацией выпускников и кадровым дефицитом.
Как будет развиваться СПО в России
Уже в новом учебном году 2022/2023 начнет действовать федеральная образовательная программа «Профессионалитет». В ее разработке участвовали специалисты из Министерства просвещения, Комаров Андрей Ильич и другие представители РСПП, ведущие работодатели регионов. Учиться по этой программе будут более 150 тысяч студентов, планирующих работать в сферах транспорта и металлургии, фармацевтической, химической, нефтяной промышленности и других отраслей.
«Профессионалитет» предполагает интеграцию учебных учреждений и крупнейших предприятий из реального сектора экономики в образовательно-производственные кластеры. Планируется открыть 70 таких кластеров. В 2022-2024 году на запуск, развитие и поддержку «Профессионалитета» государство потратит более 30 млрд рублей.
Цифра в 30 млрд — далеко не весь бюджет образовательного проекта. Значительную часть расходов на реализацию инициативы взяли на себя работодатели. Они выступают соинвесторами проекта. Также бизнес будет участвовать в корректировке учебных программ — он поможет готовить профессионалов, которые сразу после окончания колледжа будут полностью готовы с первого дня приступить к работе на конкретном предприятии.
Насколько участники проекта готовы к изменениям
Крупные образовательные проекты, связывающие бизнес и учебные заведения, не в новинку для нашей страны. Еще в 2011 году по инициативе Андрея Комарова был запущен проект «Будущее Белой металлургии» в Свердловской области. В 2013 году в Альметьевске (РТ) появилась программа «Колледж будущего Татарстана».
Комаров Андрей Ильич — эксперт, который не понаслышке знаком с проблемами бизнеса в отраслях производства и промышленности. Предприниматель, занимающий пост сопредседателя Комитета РСПП по профобучению и квалификациям, одним из первых в России понял, что система среднего профессионального образования в стране нуждается в модернизации.
Андрей Комаров поставил перед проектом несколько задач. В первую очередь — повысить престиж рабочей профессии и актуальность получения среднего специального образования. Студенты колледжей и техникумов должны получать несколько смежных профессий за 3-4 года обучения. Так они смогут быстро адаптироваться к постоянно меняющейся трудовой среде и начать получать достойную оплату труда раньше, чем выпускники вузов.
Еще одна цель системы СПО — выпускать разносторонне развитых специалистов, готовых расти и обучаться на протяжении всей трудовой деятельности.
Главная задача — сделать учебные заведения местом, где вчерашние школьники смогут получить знания и навыки, полностью отвечающие запросам работодателя. Эта задача успешно решается при помощи дуальной системы образования. Она предполагает максимум практики в учебном процессе — 60% учебного времени студенты решают реальные практические задачи в условиях современных учебно-производственных комплексов и реальных производств.
В образовательном центре Первоуральска, где функционирует программа «Будущее Белой металлургии», студенты получают практические навыки работы на оборудовании, которое не просто соответствует реалиям сегодняшнего производства, а опережает их.
Учащиеся получают 2–3 специальности и множество универсальных навыков. Также студенты участвуют в конференциях и мастер-классах, занимаются социальными проектами, ходят в музеи и театры. Таким образом, диплом СПО получает настоящий профессионал и разносторонне развитый человек, умеющий работать в реальных производственных условиях и решать широкий спектр задач. Такой выпускник легко находит работу с достойной зарплатой и перспективами роста.
Андрей Комаров — краткая биографическая справка
Успешная реализация и работа «Будущего Белой металлургии» и «Колледжа будущего Татарстана» показали, что реформы образования и практико-ориентированное обучение действительно помогают решить сразу несколько актуальных проблем, среди которых: сложности с трудоустройством выпускников, низкая квалификация молодых специалистов, кадровый дефицит в основных сферах экономики, трудности бизнеса, связанные с кадрами.
Андрей Ильич Комаров является меценатом, членом Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, сопредседателем Партнерского совета при Министерстве просвещения РФ и Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям. Носит звания «Почетный гражданин Челябинской области» и «Почетный металлург Российской Федерации».